Немчина И. М.
ИНТЕРНЕТ И ДЕТСКИЕ БИБЛИОТЕКИ

          Вступив в новый век, Россия становится частью мирового информационного пространства, в котором происходит постоянное развитие и распространение глобальных информационных сетей. Детские библиотеки вслед за библиотеками для взрослых из культурно-досуговых центров становятся, прежде всего, центрами информационными. Само время решает то, какими должны быть сегодня библиотеки.
Дети, как самая восприимчивая часть общества, быстрее реагируют на все новое. Им сегодня требуются не только книги, но и другие, более современные носители информации. Очень популярными становятся различные обучающие программы, активно развивается Интернет. В связи с этим меняются подходы и к образованию. У детей и подростков встает острая потребность в компьютерной и «сетевой грамотности», умении работать в информационных сетях, что дает им возможность доступа за более короткое время к огромному объему информации.         Библиотеки должны иметь возможность предоставлять учащимся новые формы поиска информации.
        Сегодня усиливается роль библиотек, работающих с детьми и юношеством, по созданию той информационной среды, которая способствует гармоничному развитию личности ребенка и ограждает его от всего негативного, что можно найти на страницах Интернет и с помощью других средств информации. К сожалению, бурно развивающаяся массовая культура часто предлагает подросткам не лучшие образцы для подражания, поэтому начать блуждать по сетям Интернет ребенок должен под присмотром и с помощью библиотечных работников, которые введут детей и юношество в лучшую часть виртуального мира, помогут в решении проблемы информационной защиты и безопасности юных пользователей, порекомендуют лучшее из мировой литературы.
        Особенностью сегодняшнего периода развития нашего общества является то, что у людей появились разные возможности в получении информации. Многое зависит и от их материального положения. Дети, растущие в малообеспеченных семьях, должны иметь равные возможности в получении информации с детьми, у которых есть компьютер и доступ к Интернет. Библиотеки являются гарантом этого. Государство должно обеспечить закрепленное Законом Российской Федерации о библиотечном деле право детей на культурное развитие и бесплатное получение информации на книжных и некнижных носителях.
В России сегодня ряд публичных детских библиотек – региональных центров работают над созданием своих электронных каталогов, имеют доступ к Интернет, участвуют в создании региональных информационных сетей. Интернет становится своего рода конкурентом для библиотеки. Находясь у себя дома или в любом другом месте, где есть компьютер и телефон, пользователь утрачивает необходимость посещения реальной библиотеки. В связи с этим и возникает новое явление, получившее название виртуальной библиотеки.
Современному ребенку сложно разобраться в огромном потоке информации, ему на помощь должен прийти высококвалифицированный библиотекарь. Просто уметь владеть основами компьютерной грамотности сегодня для библиотечного работника уже недостаточно.     Необходимо иметь серьезную подготовку в этой области, чтобы помочь юным пользователям в освоении информационного пространства и получении навыков компьютерной грамотности. 
        К сожалению, вместе с преимуществами Интернет несет новому поколению и негативные последствия своего влияния. Сегодня многие ученые, педагоги, библиотекари и издатели осознают серьезную опасность падения интереса к книге у «компьютерного поколения». Необходимо найти компромисс между книгой и машиной. Этим компромиссом может и должна стать библиотека нового типа, сочетающая в себе традиционные культурные ценности и новейшие информационные технологии.
Hosted by uCoz